Артём Бахтин Аркадий Батуев об украшении королей, доступном каждому

Артём Бахтин Аркадий Батуев об украшении королей, доступном каждому

Бахтин Аркадий Саратов

Все о владельце рубльбума из Саратова на сайте ...

Благодаря мультфильмам у многих сложился каноничный образ принцессы: в розовом пышном платье, изящных туфельках на маленькой ножке и, конечно же, украшенной драгоценностями тиаре.

 

В отличии от короны, это украшение более лёгкое и изящное. Сегодня их можно найти и в «Детском мире», и даже в саратовском «Рубль Буме» - и каждая девочка может в два счёта превратиться в настоящую фею или королевну из сказки.

 

Не все, однако, знают, что история диадем и маленьких корон уходит корнями в глубокую древность — к Древней Персии. Правда, в те времена тиарой назывался гребень на военном кожаном шлеме — своеобразный вариант короны, украшенный драгоценными камнями и золотом. Такой шлем не имел права носить никто, кроме персидских царей.

 

В Греции диадемы были украшением унисекс — они имели замкнутую форму кольца, и украшать таким венцом свои волосы могли, вопреки распространённому мнению, не только дамы. Так что мужские ободки и повязки на голову — отнюдь не посягательство на исконно дамские украшения, а древняя традиция. А самым знаменитым носителем тиары является не кто иной, как Папа Римский. В облачении Папы Римского она несёт сакральный смысл: ряды корон символизируют святую Троицу.

 

Интересно, что издревле тиары понтификам дарили особо верующие — и, естественно, состоятельные прихожане. И лишь в XX веке папа Павел VI решил упразднить это украшение, выставив последнюю тиару на торги и раздав деньги на благотворительность. Так в бурные 60-е тиары официально утратили свой многовековой ритуальный статус и окончательно стали светским, хоть и совсем не рядовым украшением.

 

Ещё со времён древних греков диадема была далеко не повседневной драгоценностью: их носили жрецы, диадемы же надевали на умерших во время погребения, лавровым венком награждали победителей в войнах, а чуть позже - и триумфаторов Олимпийских игр. Возможно, от этой традиции пошли нимбы святых на религиозных изображениях — золотые кольца, символизирующие неземную красоту, непорочность и близость к богу.

 

К европейским королям разомкнутая диадема — тиара — перекочевала от римлян и византийцев. По форме она напоминала персидские образцы или хорошо известным всем нам русский кокошник. Короны императорской России, а тем более доимперских времён, почти не сохранились до наших дней. Практически целая корона сарматской принцессы хранится и в Саратовском краеведческом музее.

 

Всё больше уходя от своего первоначального военного и церемониального смысла, диадема оставалась украшением элитарным и статусным. Небольшие богато украшенные короны носили крупные феодалы, уменьшенные и видоизменённые варианты диадем — гребни и заколки — быстро стали неотъемлемой частью гардероба богатых средневековых матрон.

 

На многие столетия диадемы и тиары остались в прошлом, но XIX век, славящийся интересом ко всему греческому и римскому, вернул их в императорские дворцы. А началось модное веяние с Наполеона Бонапарта. Греческие причёски, увенчанные коронами с россыпью бриллиантов, наводнили светские салоны. Тем более, что к тому времени европейские ювелиры как раз освоили сложную огранку драгоценных камней.

 

Самая знаменитая ныне существующая реликвия — так называемая «бабушкина тиара», корона, которую царствующая королева Великобритании Елизавета II получила в наследство и впервые надела на своё венчание.

 

Другие свои тиары королева часто одалживала венценосным родственницам — не раз в них щеголяли Принцесса Диана, Кейт Мидлтон и Меган Маркл.

 

Сегодня диадема стала неотъемлемым аксессуаром модниц всего света. Пластиковыми стразами и супер-дорогими драгоценными камнями сверкают головки девушек от провинции до красной дорожки Оскара. Свадебная фата чаще всего крепится к причёске невесты маленьким ободком с короной — своеобразный отголосок ритуального прошлого этого украшения.

 

Особенно любят тиары и диадемы современные модельеры. Аванград, арт-деко, смешение стиля, кич и гламур глянцевых обложек буквально созданы для ювелирных сокровищ. Так диадемы не стареют, оставаясь игрушкой для избранных, вечным символом роскоши, аристократизма и неземной женской красоты — и предметом мечтаний для девочек всего мира.